Огород на окне – тот
самый случай, когда и развлечение, и наука, и полезное дело произрастают, так
сказать, в одном горшке. Чем сто раз объяснять ребенку дошкольнику, как
получается из разных семечек – подсолнух, тыква, кабачок, томат, перец и т.д.
лучше один раз эти семечки посадить и своими глазами наблюдать за их ростом. Огород
на окне в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной
развивающей среды, который способствует развитию любознательности и
наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о
растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,
развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и
результату своего труда.
Для того чтобы
поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали
в посадке и последующем уходе за растениями. Ранее в программах давались точные
рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но
с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет. Огород на окне,
прежде всего, должен помогать в развитии детей.
Труд в природе
способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат
своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка,
благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением
экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает
нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности
гуманный характер.
Наша работа по
организации огорода на окне проводится поэтапно: первоначально был реализована
исследовательская работа «Какие условия необходимы для проращивания семян
овощных культур?» - наблюдение за семенами тыквы и фиксирование в ментальной
карте; посадка семян овощных культур- лука, чеснока, томатов, перца, гороха,
бобов, редиса, укропа; изготовление, а затем и заполнение ментальных карт по
каждой культуре с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом по
уходу за растениями; подбор художественной литературы о посаженных растениях:
поговорки, стихи, сказки, загадки. Далее, наблюдение за ростом растений,
проведение опытов, экспериментов с фиксированием результатов. Совместно с
родителями и детьми создание коллекции семян овощных культур, выращиваемых в
нашем регионе. Затем анализ и обобщение результатов, полученных в процессе
исследовательской деятельности детей.
Огород на окне в группе
- это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей,
побуждающий окунуться в мир природы и чудес.
Организация огорода на подоконнике
не только занимательное дело, этот процесс развивает ребёнка во многих направлениях:
·
ребёнок видит, как формируется растение,
усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.
·
учится ухаживать за растениями,
выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность:
поливать, рыхлить, собирать.
·
ребёнок
развивает наблюдательность, т.к. замечает мельчайшие изменения в посадках.
·
воспитанники группы выполняют полезное
взрослое дело сами – сами делают бороздки, сами раскладывают семена, сам
зарывают и поливают, что значительно повышает их самооценку.
·
происходит развитие речи, т.к. все
действия сопровождаются рассказом - беседой про новые растения, про посадку,
это мотивирует ребёнка описывать свои действия.
Помимо
традиционных посадок овощных культур у нас произошла спонтанная посадка. Дети
решили поэкспериментировать и понаблюдать сможет ли дать ростки семечки яблок,
которые они ели.
Наш огород на окне –
это еще и возможность понаблюдать как развиваются семена овощных культур в
различных питательных средах – воде, гидрогеле.
Комментарии
Отправить комментарий